О сын благородной семьи, в царстве неосознанного, из
сердца пяти владык-держателей знания придет чистая природная
мудрость, сияющая пятицветными лучами, подобными красочным
скрученным нитям, блистающая, трепещущая, мерцающая, яркая и
ясная, резкая и пугающая; она пронзит твое сердце, так что не
смогут вынести глаза. В тот же миг, вместе со светом мудрости,
засияет мягкий зеленый свет мира животных. В это время,
смущенный неосознанными стремлениями, ты испугаешься и
устремишься прочь от пятицветного света, но тебя увлечет мягкий
свет мира животных. В этот миг не устрашись яркого, резкого
пятицветного света; не бойся его, но познай его как мудрость.
Из глубины света придет естественный звук Истины, как
грохот тысячи громов. Он катится и гремит, и отражается в
боевом кличе и пронзительном звуке гневных мантр. Не бойся его,
не устремляйся прочь. Познай его как игру своего ума. как
собственное проявление. Не увлекайся мягким зеленым светом мира
животных, не тоскуй о нем; если он увлечет тебя, ты низойдешь в
животный мир невежества, будешь мучительно страдать от
глупости, немоты и рабства, из которых не будет видно выхода,
-- не увлекайся же им. Возжелай ясного, яркого пятицветного
света, сосредоточься на благословенных держателях знания, на
божественных учителях и думай при этом: "Держатели знания с
воителями и дакини пришли, чтобы увлечь меня в Чистое Царство
Пространства. Пусть они проявят заботу о существах, подобных
мне, которые не накопили заслуг и не были спасены, хотя их уже
достигли лучи сострадания столь многих божеств из пяти семей
Будд прошлого, настоящего и будущего. Увы таким, как я! Теперь
все вы, держатели знания -- не позвольте мне пасть еще ниже,
уловите меня крючками сострадания и вознесите в Чистое Царство
Пространства".
Сосредоточенно твори эту молитву вдохновения:
Пусть мыслят обо мне божественные держатели знания, пусть
с великой любовью ведут меня на пути. Когда я блуждаю в
сансаре, обуянный стремлениями, пусть на светоносном пути
природной мудрости идут передо мной держатели знания и воители,
позади меня -- их супруги, дакини; помогите мне пройти опасною
тропою бардо, дабы достиг я Чистого Царства Пространства.
Конец первой части книги "Великого Освобождения в
результате услышанного", где рассказано о светящейся пустоте
бардо предсмертного мига и о явлении мирных ликов бардо
абсолютной сути.
Iti samaya rgya rgya rgya27
ЧАСТЬ II
Теперь будет сказано о явлении бардо гневных божеств28. О
сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. Хотя тебе уже
явилось бардо мирных божеств, ты не познал его, поэтому ты
продолжал блуждать доныне. Теперь, на восьмой день, явятся
гневные божества, пьющие кровь. Сосредоточенно познай их.
О сын благородной семьи, тот, кого называют Славный
Великий Будда-Херука29, выйдет из твоего собственного мозга,
воссияет перед тобой ясно и живо: его тело винного цвета, у
него три головы, шесть рук и четыре ноги, широко распростертые;
правый лик его бел, левый красен, а центральный -- винного
цвета; его тело сверкает, как если бы оно было из света, девять
глаз его гневно и пристально смотрят в твои глаза, его брови
подобны вспышкам молнии, его зубы блестят как медь; он смеется,
выкрикивая: "а-ла-ла!" и "ха-ха!", издает громкие свистящие
звуки: "шу-у!" Сверкая, разлетаются его красно-золотые волосы,
его головы увенчаны высохшими черепами, солнцем и луной, его
тело -- в гирляндах из черных змей и свежих черепов; он держит
колесо в первой правой руке, боевой топор и меч в двух других
правых руках, колокольчик -- в первой левой руке, лемех и чашу
из черепа в двух других левых руках; его тело обнимает его
супруга Будда-Кродхишвари30, обвивает его шею правой рукой, а
левой рукой подносит к его рту череп, полный крови; он издает
лязгающие громкие звуки и рев, подобный грому; пламя мудрости
исходит из подобных блистающей ваджре волос на его теле; он
стоит на троне, который поддерживают птицы гаруды31, он
скрестил две ноги и выпрямил две другие.
Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай
его как проявление твоего же ума. Он -- твой идам, поэтому не
бойся. Поистине, он -- Благословенный Вайрочана со своей
супругой, поэтому не устрашись. Познание и освобождение32
придут одновременно.
О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На девятый
день из восточной части твоего мозга выйдет и явится перед
тобой пьющее кровь проявление семьи ваджра -- Благословенный
Ваджра-Херука: у него темно-синее тело, три головы, шесть рук и
четыре ноги, широко распростертые; правый лик его бел, левый
красен, а центральный -- синего цвета; он держит ваджру в
первой правой руке, чашу из черепа и боевой топор в двух других
правых руках, колокольчик -- в первой левой руке, чашу из
черепа и лемех в двух других левых руках; его тело обнимает его
супруга Ваджра-Кродхишвари, обвивает его шею правой рукой, а
левой рукой подносит к его рту череп, полный крови.
Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай
его как проявление твоего же ума. Он -- твой идам, поэтому не
бойся. Поистине, он -- Благословенный Ваджрасаттва со своей
супругой, поэтому яви почитание. Познание и освобождение придут
одновременно.
О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На десятый
день из южной части твоего мозга явится перед тобой пьющее
кровь проявление семьи ратна -- Благословенный Ратна-Херука: у
него темно-желтое тело, три головы, шесть рук и четыре ноги,
широко распростертые; правый лик его бел, левый красен, а
центральный -- сверкающего темно-желтого цвета; он держит
драгоценность в первой правой руке, трезубец с тремя
человеческими головами и дубинку в двух других правых руках,
колокольчик -- в первой левой руке, чашу из черепа и трезубец в
двух других левых руках; его тело обнимает его супруга
Ратна-Кродхишвари, обвивает его шею правой рукой, а левой рукой
подносит к его рту череп, полный крови.
Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай
его как проявление твоего же ума. Он -- твой идам, поэтому не
бойся. Поистине, он -- Благословенный Ратнасамбхава со своей
супругой, -- так ощути стремление к нему. Познание и
освобождение придут одновременно.
О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На
одиннадцатый день из западной части твоего мозга выйдет и ясно
явится перед тобой пьющее кровь проявление семьи лотоса --
Благословенный Падма-Херука в союзе со своей супругой. У него
темно-красное тело, три головы, шесть рук и четыре ноги, широко
распростертые; правый лик его белый, левый--синий, а
центральный -- темно-красный; он держит лотос в первой правой
руке, трезубец с тремя человеческими головами и жезл в двух
других правых руках, колокольчик -- в первой левой руке, чашу
из черепа, полную крови, и маленький барабан -- в двух других
левых руках; его тело обнимает его супруга Падма-Кродхишвари,
обвивает его шею правой рукой, а левой рукой подносит к его рту
череп, полный крови.
Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Будь
радостен, познай его как проявление твоего же ума. Он -- твой
идам, поэтому не бойся. Поистине, он -- Благословенный
Дмогхасиддхи со своей супругой, -- так ощути преданность и
любовь. Познание и освобождение придут одновременно.
О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. Из твоего
собственного мозга выйдут и явятся перед тобой восемь гаури33.
Не бойся их.
Из восточной части твоего мозга явится тебе белая Гаури, в
правой руке она держит труп, как дубинку, а в левой -- чашу из
черепа, полную крови. Не бойся. С юга (явится) желтая Каури34,
пускающая стрелу из лука; с запада -- красная Прамоха, держащая
знамя с изображением водяного чудовища35; с севера -- черная
Ветали, держащая ваджру и чашу из черепа, полную крови36; с
юго-востока -- оранжевая Пуккаси, которая держит в правой руке
кишки, а левой отправляет их в рот; с юго-запада --
темно-зеленая Гхасмари, пьющая из полного крови черепа, который
она держит в левой руке и помешивает (кровь) ваджрой в правой
руке; с северо-запада -- бледно-желтая Чандали, которая
отрывает голову от тела, держит сердце в правой руке, а левой
подносит тело к своему рту; с северо-востока -- темно-синяя
Смашали37, которая отрывает голову от тела и пожирает; эти
восемь гаури стран света, окружающие пятерых пьющих кровь
херука, выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой. Не бойся
их.
О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. После них
в свою очередь выйдут и явятся перед тобой восемь пишачи святых
мест38.
С востока (явится) Синхамукха--винноцветная,
львиноголовая, скрестившая руки на груди, разметавшая гриву и
держащая труп во рту; с юга -- Вьягхримукха, красная, с головой
тигрицы, опустившая вниз скрещенные руки, с вытаращенными
глазами и оскаленными зубами; с запада -- Шригаламукха, черная,
с головой лисицы, держащая бритву в правой руке, а в левой --
кишки, которые она пожирает и лижет кровь; с севера --
Шванамукха, темно-синяя, с головой волчицы, с вытаращенными
глазами, обеими руками подносящая ко рту труп; с юго-востока --
Гридхрамукха, бледно-желтая, с головой грифа, несущая на плече
гигантский труп и держащая в руке скелет; с юго-запада --
Канкамукха, темно-красная, с головой ястреба, несущая на плече
содранную кожу гиганта; с северо-запада -- Какамукха, черная, с
головой ворона, держащая чашу из черепа в левой руке и меч -- в
правой, пожирающая сердце и легкие; с северо-востока --
Улумукха, темно-синяя, с головой совы, держащая ваджру в правой
руке и меч -- в левой: эти восемь пишачи святых мест,
окружающие пятерых пьющих кровь херука, выйдут из твоего
собственного мозга и явятся перед тобой. Не бойся их. Познай
все, что является, как игру твоего ума, как твои же проявления.
О сын благородной семьи, (на четырнадцатый день) так же
выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой четыре богини врат
-- познай же их.
Из восточной части твоего мозга выйдет и явится перед
тобой Анкуша -- белая, с тигриной головой, держащая стрекало и
чашу из черепа, полную крови; с юга (явится) Паша--желтая, с
готовой свиньи, держащая аркан; с запада--Шринкхала, красная,
львиноголовая, держащая железную цепь; и с севера -- Гханта,
зеленая, змеиноголовая, держащая колокольчик: эти четыре богини
врат выйдут из твоего собственного мозга и явятся перед тобой.
Познай их как идамов.
О сын благородной семьи, за тридцатью гневными херука в
свою очередь выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой
двадцать восемь йогини39 с различными головами, различными
символами в руках. Не бойся их, но познай все, что является,
как игру твоего ума, как твои же проявления. Достигнув этого
решающего момента, вспомни наставления своего гуру.
О сын благородной семьи, с востока выйдут из твоего мозга
и явятся перед тобой шесть йогини востока: Ракшаси, "Демоница"
-- винноцветная, с головой яка, держащая ваджру в руке; Брахми
-- оранжевая, змеиноголовая, держащая лотос; Махадеви, "Великая
Богиня" -- темно-зеленая, с головой леопарда, держащая
трезубец; Лобха, "Алчная" -- синяя, с головой мангусты,
держащая колесо; Кумари, "Дева" -- красная, с головой желтого
медведя, держащая короткое копье; и Индрани -- белая, с головой
бурого медведя, держащая аркан из кишок. Не бойся их.
О сын благородной семьи, с юга выйдут из твоего мозга и
явятся перед тобой шесть йогини юга: Ваджра -- желтая, с
головой свиньи, держащая бритву в руке; Шанти, "Мирная" --
красная, с головой водяного чудовища, держащая вазу; Амрита,
"Нектар бессмертия" -- красная, с головой скорпиона, держащая
лотос; Кандра, "Луна" -- белая, с головой ястреба, держащая
ваджру; Данда, "Дубинка" -- темно-зеленая, с головой лисицы,
держащая дубинку; и Ракшаси, "Демоница" -- темно-желтая, с
тигриной головой, держащая череп, полный крови. Не бойся их.
О сын благородной семьи, с запада выйдут из твоего мозга и
явятся перед тобой шесть йогини запада: Бхакшини, "Поедающая"
-- темно-зеленая, с головой грифа, держащая дубинку; Рати,
"Наслаждение" -- красная, с лошадиной головой, держащая в руке
туловище трупа гиганта; Махабала, "Великая сила" -- белая, с
головой птицы гаруда, держащая дубинку; Ракшаси, "Демоница" --
красная, с собачьей головой, режущая ваджрой, как бритвой;
Кама, "Желание" -- красная, с головой удода, пускающая стрелу
из лука; и Васуракша, "Покровительница богатства" --
темно-зеленая, с головой лани, держащая вазу, Не бойся их.
О сын благородной семьи, с севера выйдут из твоего мозга и
явятся перед тобой шесть йогини севера: Ваюдеви, "Богиня ветра"
-- синяя, с головой волчицы, с развевающимся стягом в руке;
Нари, "Женщина" -- красная, с головой буйволицы, держащая
заостренный кол; Варахи, "Свинья" -- черная, с головой свиньи,
держащая аркан, унизанный зубами; Ваджра -- красная, с вороньей
головой, держащая кожу ребенка; Махахастини, "Слониха" --
темно-зеленая, со слоновьей головой, держащая в руке труп
гиганта и пьющая его кровь; и Варунадеви, "Богиня воды"--синяя,
змеиноголовая, держащая аркан из змей. Не бойся их.
О сын благородной семьи, из твоего мозга выйдут и явятся
перед тобой четыре йогини врат: с востока -- белая Ваджра, с
головой кукушки, держащая в руке железный крюк; с юга -- желтая
Ваджра, с головой козы, держащая аркан; с запада -- красная
Ваджра, львиноголовая, держащая железную цепь; и с севера --
темно-зеленая Ваджра, змеиноголовая, держащая колокольчик: эти
четыре йогини врат выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой.
Эти двадцать восемь йогини непроизвольно возникают из игры
самосозидающей силы гневных херука -- познай же их.
О сын благородной семьи, мирные божества являются из
пустоты Тела Дхармы; познай это. Гневные божества являются из
сияния Тела Блаженства -- познай же это. Если в этот миг, когда
из твоего мозга выходят и являются перед тобой пятьдесят восемь
пьющих кровь божеств, ты узнаешь, что все являющееся возникает
из твоего же сияющего ума--ты тoтчac станешь Буддой,
неотделимым от пьющих кровь божеств40.
О сын благородной семьи, если ты этого не познаешь, ты
устрашишься их, устремишься прочь и придешь к новым страданиям.
Если ты этого не познаешь, ты увидишь во всех пьющих кровь
божествах Владык Смерти и устрашишься их. Ты почувствуешь себя
испуганным, растерянным и слабым. Твои собственные проявления
обратятся в демонов, и ты будешь блуждать в сансаре. Но если ты
не испытаешь ни влечения, ни страха, -- ты не будешь блуждать в
сансаре.
О сын благородной семьи, самые большие из этих мирных и
гневных божеств подобны целому небу, средние -- как гора Меру,
а самые маленькие -- как восемнадцать людей, вставших на плечи
друг другу, -- не бойся же их. Все они являются, как лучи и
образы; когда ты познаешь их как естественное сияние твоего же
ума, твое собственное сияние нераздельно сольется с лучами и
образами, и ты станешь Буддой. О сын! Все, что ты видишь, как
бы оно ни было страшно, -- познай это как свое же проявление;
познай это как свет, естественное сияние твоего собственного
ума. Если ты это познаешь, ты станешь Буддой в тот же миг, в
этом нет сомнения. Без промедления придет то, что называют
мгновенным совершенным просветлением. Помни!
О сын благородной семьи, если сейчас ты этого не познаешь
и все еще будешь бояться, все мирные божества явятся в облике
Махакалы, все гневные божества явятся в облике Царя Дхармы, а
все твои проявления обратятся в демонов41.
О сын благородной семьи, если ты не познаешь свои
собственные проявления, ты не станешь Буддой, даже если
исповедовал Учение на протяжении целой кальпы42 и изучил все
сутры и тантры. Но если ты познал свои проявления, одна эта
тайна и одно слово сделают тебя Буддой.
Если же ты не познал свои проявления, они явятся в облике
Царя Дхармы, Владыки Смерти, в бардо абсолютной сути, как
только ты умрешь. Самые большие Владыки Смерти заполняют все
небо, средние подобны горе Меру; они придут, заполняя всю
Вселенную. Их зубы кусают нижнюю губу, глаза их тусклы, волосы
связаны на макушке, животы огромны, а шеи тонки, в руках они
держат записи (людских) деяний, выкрикивая: "бей!" и "убивай!",
облизывая мозг, отрывая головы от тел, вырывая внутренние
органы: так придут они, заполняя всю Вселенную.
О сын благородной семьи, когда такими явятся твои
проявления -- не устрашись. Ты обладаешь умственным телом
неосознанных стремлений, поэтому не можешь умереть, даже если
тебя убьют и разрежут на куски. Поистине, ты -- естественная
форма пустоты, поэтому не нужно бояться. Владыки Смерти тоже
возникают из твоего собственного сияющего ума, они -- не из
твердой материи. Пустота не может повредить пустоте. Будь
уверен, что мирные и гневные божества, пьющие кровь херука,
божества со звериными головами, радужный свет, устрашающие
облики Владык Смерти и все прочее не существует реально, но
возникает лишь из непроизвольной игры твоего ума. Если ты
понимаешь это, ты естественно освободишься от всякого страха и
в нераздельном слиянии станешь Буддой. Если ты так познал их,
они -- твои идамы.
Думай напряженно и устремленно: "Они пришли, чтобы
пригласить меня на опасную тропу бардо; я обрету в них
прибежище". Помни о Трех Драгоценностях43. Помни о своем идаме;
назови его имя и молись ему такими словами: "Я блуждаю в бардо
-- так будь моим избавителем, с состраданием овладей мною, о
драгоценный идам". Назови имя твоего учителя и молись ему: "Я
блуждаю в бардо -- так будь моим избавителем, не покидай меня
своим состраданием". Устремленно молись пьющим кровь божествам
и твори эту молитву вдохновения:
Когда я бреду в сансаре сквозь сильные неосознанные
стремления, в сиянии отказа от всякого страха, пусть идут
передо мной Благословенные, мирные и гневные, позади меня --
гневные богини, Царицы Пространства; помогите мне пройти
опасною тропою бардо, дабы я стал совершенным, как Будда.
Когда я бреду один, разлученный с возлюбленными друзьями,
и возникают пустые облики моих же проявлений, да пошлют Будды
силу своего сострадания, чтобы ужасы бардо не пришли. Когда
сияют пять светлых огней мудрости, пусть я без страха познаю
себя; когда являются облики мирных и гневных божеств, пусть я
бесстрашно и уверенно познаю бардо.
Когда я страдаю под властью тяжкой кармы, пусть рассеет
мой идам всякое страдание; когда звук абсолютной сути грохочет,
будто тысяча громов, пусть станет он звуком Шести Слогов44.
Когда я следую своей карме и нет прибежища, да будет моим
прибежищем Владыка Великого Сострадания; когда я страдаю от
кармы неосознанных стремлений, пусть возникнет самадхи
блаженства и света. Пусть не восстанут как враги пять стихий,
пусть я увижу царства пяти Будд.
Твори эту молитву вдохновения с глубоким почтением. Все
страхи исчезнут, и ты несомненно станешь Буддой в Теле
Блаженства, потому это так важно; не отвлекайся же.
Конец рассказа о бардо абсолютной сути под названием
"Великое Освобождение в результате услышанного", обручении
бардо, которое освобождает, будучи услышано и увидено.
ЧАСТЬ III
Воздадим почитание божествам: гуру, идамам и дакини, пусть
станут они причиной освобождения и бардо. В книге "Великого
Освобождения в результате услышанного" уже было рассказано о
бардо абсолютной сути, теперь напомним о бардо возвращения в
сансару.
О сын благородной семьи, внимательно слушай и постигай45.
Адские существа, боги и тело бардо рождаются непроизвольно46.
Когда в бардо абсолютной сути явились мирные и гневные
божества, ты их не познал, поэтому ты ослабел от страха за пять
с половиной дней47; но когда ты пришел в себя, твое сознание
прояснилось, и возникло (новое) тело, подобное тому, что было у
тебя прежде. В тантре сказано:
С прежним и будущим телом бардо возвращения в сансару,
одаренным всеми чувствами, беспрепятственно странствующим,
обладающим чудесной силой, которая обусловлена кармой, видимым
чистыми очами богов, которые имеют ту же природу.
Здесь слово "прежнее" означает, что ты обладаешь телом,
подобным прежнему телу из плоти и крови, такому, каким ты его
помнишь, но кроме того, оно излучает свет и имеет признаки тела
людей золотого века. Это ощущение умственного тела, поэтому его
называют умственным телом ощущения бардо. В этот миг, если тебе
предстоит родиться богом, ты ощутишь мир богов, если же тебе
предстоит родиться ревнивым богом, человеком, животным,
голодным духом или обитателем ада -- ты ощутишь соответственный
мир. Поэтому слово "прежнее" означает, что четыре с половиной
дня ты думал, что обладаешь материальным телом, каким ты помнил
его, а будущее означает, что потом ты ощутишь тот мир, где тебе
предстоит впоследствии родиться; поэтому говорят: "прежнее и
будущее".
Какие бы проявления в этот миг ни возникли, не следуй за
ними, не увлекайся ими и не жаждай их. Если ты ими увлечешься
или возжаждешь их, ты будешь блуждать в шести мирах, испытывая
страдание.
Хотя до вчерашнего дня тебе являлись проявления бардо
абсолютной сути, ты не познал их, поэтому вынужден блуждать
здесь. Теперь, если ты сможешь сосредоточенно медитировать,
спокойно погрузить свой ум в чистую, обнаженную, светоносную
пустоту, о которой тебе поведал учитель, если сможешь
расслабиться в состоянии невосприятия и недеяния, ты достигнешь
освобождения и не войдешь в лоно (женщины).
Если ты не можешь понять, представь над своей головой
своего идама или учителя и постарайся испытать благоговение.
Это очень важно. Повторяю снова и снова -- не отвлекайся.
О сын благородной семьи, сосредоточенно слушай. Слова
"одаренный всеми чувствами" означают, что даже если при жизни
ты был слепым, глухим и увечным, то теперь, в состоянии бардо
твои глаза видят образы, уши слышат звуки, все твои чувства
ясны и безупречны; поэтому сказано: "одаренный всеми
чувствами"48. Это признак того, что ты умер и блуждаешь в
состоянии бардо, -- так познай это и помни наставление.
О сын благородной семьи, слово "беспрепятственно"
означает, что, поскольку ты обладаешь умственным телом и твой
ум отделен от прежней опоры, поскольку нет у тебя материального
тела, ты теперь можешь проходить назад и вперед даже сквозь
гору Меру -- царицу гор, можешь пройти куда угодно, кроме лона
твоей матери и алмазного седалища49. Это признак того, что ты
блуждаешь в состоянии бардо возвращения в сансару, поэтому
помни наставления своего учителя и молись Владыке Великого
Сострадания.
О сын благородной семьи, слова "обладающий чудесной силой,
которая обусловлена кармой", означают, что ты теперь наделен
чудесными способностями, которые ты приобрел не медитацией и
добродетелями, но которые пришли к тебе естественно: они имеют
природу кармической силы50. Ты можешь мгновенно обойти четыре
континента и гору Меру, переместиться куда угодно за время,
которое нужно человеку, чтобы протянуть руку и убрать ее. Но
эти способности не подобают тебе; не думай о них. Сейчас ты в
состоянии реализовать их беспрепятственно, можешь совершить
все, о чем подумаешь, и нет действия, которое ты не смог бы
сделать -- познай же это и молись своему учителю51.
О сын благородной семьи, слова "видимый чистыми очами
богов, которые имеют ту же природу", означают, что те, кому
предстоит родиться в мире одной и той же природы, увидят друг
друга в состоянии бардо, поэтому те, кому предназначено
родиться богами, видят друг друга. Точно так же, если им
предстоит родиться в любом из шести миров, они увидят тех, кто
обладает их природой. Не стремись к ним, но медитируй на
Владыку Великого Сострадания. Видение "чистыми очами богов"
означает и видение чистыми божественными очами созерцателей,
которые пребывают в самадхи, а не просто достигли состояния
богов своими заслугами. Но они видят не всегда:
сосредоточившись на видении -- видят; если же нет, или если их
медитация нарушена -- тогда не видят.
О сын благородной семьи, обладая таким телом, ты увидишь
свой дом и семью, как будто встретишь их во сне, но ты не
получишь ответа, хотя будешь говорить с ними; ты увидишь, как
плачут твои близкие, и подумаешь: "Я умер, что мне делать?". И
ты почувствуешь сильную боль, как рыба, которая бьется на
горячем песке. Но страдание теперь бесполезно. Если есть у тебя
учитель, молись ему, или молись идаму, Владыке Великого
Сострадания. Пусть ты привязан к своим близким, это бесполезно
-- так оставь привязанность. Молись Владыке Великого
Сострадания, и не будет ни мучений, ни страха.
О сын благородной семьи, твой ум, утративший опору,
гонимый ветром кармы, беспомощно пытается оседлать коня ветра,
качаясь и вертясь, как перышко. Ты скажешь плакальщикам: "Я
здесь, не плачьте", но они не услышат тебя, поэтому ты
подумаешь: "Я умер", и тебе будет очень больно. Не страдай об
этом. Перед тобой все время будет серая дымка, как серый свет
осенней зари -- ни день, ни ночь. Такое состояние бардо
продлится одну, две, три, четыре, пять, шесть или семь недель
-- до сорока девяти дней. Говорят, что страдание в бардо
возвращения в сансару обычно длится двадцать один день, но это
не совсем точно, так как зависит от кармы.
О сын благородной семьи, в этот миг тебя настигнет сзади
могучий ураган кармы -- устрашающий, невыносимый, яростно
крутящийся. Не бойся его -- ведь это твое собственное
бессвязное проявление. Перед тобою встанет густая тьма,
страшная, невыносимая, с жуткими криками: "бей!" "убивай!". Не
бойся их. Тем, кто совершил большое зло, в результате их кармы
явится множество демонов, пожирающих плоть, несущих различное
оружие, испускающих боевые кличи и выкрики: "убивай! бей!". Ты
почувствуешь, что за тобой охотятся разные страшные звери, что
тебя преследует огромная армия, под снегом, дождем, во тьме и в
буре. Ты услышишь, как рушатся горы, разливаются озера, как
растекается пламя и возникают яростные ветра. В ужасе ты
устремишься куда только можно, но перед тобой разверзнутся три
пропасти -- белая, красная и черная, глубокие и страшные, и ты
едва не свалишься в них.
О сын благородной семьи, на самом деле это не пропасти,
это злоба, страсть и невежество. Познай теперь, что это бардо
возвращения в сансару, и обратись к Владыке Великого
Сострадания: "О Владыка Великого Сострадания, мой гуру, о Три
Драгоценности, не дайте мне низвергнуться в ад". Горячо твори
эту молитву; не забывай.
Тех, кто имеет заслуги, кто был добродетелен и искренне
следовал Учению, увлечет все многообразие совершенного
наслаждения, они испытают все виды совершенного блаженства и
счастья. Те же, кто был безразличен и невежествен, не делал ни
добра, ни зла, не испытают ни удовольствия, ни боли, только
невежество и безразличие явятся им. Что бы ни появилось, о сын
благородной семьи, какие бы наслаждения и вожделенные предметы
ни возникли, не увлекайся ими и не желай их. Даруй их учителю и
Трем Драгоценностям. Удали из сердца привязанность и желание. И
если возникает чувство безразличия, без наслаждения или боли,
пусть тогда покоится твой ум в невозмутимом состоянии Великого
Символа, когда отсутствует сама мысль о медитации52. Это очень
важно.
О сын благородной семьи, в это время тебя на миг укроют
мосты, святыни и монастыри, хижины и ступы, но ты не останешься
там надолго. Поскольку твой ум отделился от тела, ты не можешь
там поселиться, ты ощущаешь раздражение и холод, сознание
становится воздушным, спешащим, колеблющимся и непостоянным.
Тогда ты подумаешь: "Увы, я мертв! Что делать мне теперь?". При
этой мысли твое сердце внезапно станет пустым и холодным, и ты
почувствуешь сильную, беспредельную боль. Поскольку ты вынужден
двигаться и не можешь нигде поселиться, не занимай себя
никакими мыслями, но пусть твой ум покоится в его исходном
состоянии.
Приходит время, когда у тебя нет больше пищи, кроме той,
что была посвящена тебе, и о твоих друзьях нельзя сказать
ничего определенного53. Это признаки того, что умственное тело
блуждает в бардо возвращения в сансару. В этот момент
наслаждение и боль определяются твоей кармой. Ты увидишь свою
родину, друзей и близких, увидишь свой собственный труп и
подумаешь: "Теперь я мертв, так что же мне делать?". Умственное
тело будет испытывать страшную боль, и ты подумаешь: "Почему бы
теперь не найти себе тело?". И ты почувствуешь, что ходишь
повсюду в поисках тела. Даже если ты до девяти раз войдешь в
свой собственный труп -- зима заморозит его или лето подвергнет
разложению, а может быть, твои родственники его сожгут или
похоронят в могиле, или отдадут его птицам и диким зверям, ибо
много времени прошло, пока ты был в бардо абсолютной сути,
поэтому не найдется места, куда бы ты смог войти; ты придешь в
глубокое отчаяние, почувствуешь себя сдавленным скалами и
камнями. Это страдание и есть бардо возвращения в сансару; даже
если ты ищешь тело, нет ничего, кроме страдания -- так отсеки
свое устремление к телу и невозмутимо покойся в состоянии
недеяния.
Отредактировано Кии Ейверсан (2008-06-04 16:56:14)