История Т. Древнейшие сведения о судьбах Т. мы находим единственно в китайских летописях, служащих наиболее достоверным источником для истории этой страны и в позднейшее время. Главные из этих летописей — истории Танской (618—907 г. по Р. Хр.) и других династий, на основании которых составлены сводные истории Китая, с перечнем известий о Т., и отдельные монографии об этой последней стране. Содержащиеся в этих трудах сведения о Т. (до начала XII стол.) извлечены и опубликованы в точном переводе известными синологами о. Иакинфом Бичуриньм, д-ром Bushell'ем и W. W. Rockhill'ем. Более или менее точные сведения о Т. и его населении китайцы получили довольно поздно, по-видимому, — не ранее второй половины VI в. До этого времени им было лишь известно, что к западу от земель, занятых ими, кочевали со своими стадами многочисленные родственные между собою племена, которым они давали общее наименование цянов. Большая часть этих племен, числом около 150, была рассеяна на пространстве между pp. Си-нин (в пров. Гань-су), Хуан-хэ, Ян-цзы-цзяном и притоком последнего Минь. В собственный Т., по мнению о. Иакинфа, они проникли с северо-востока в IV в. до Р. Хр. и со времени ханьского императора Ву-ди (140—86 до Р. Хр.) получили у китайцев название си-цян, т. е. западные цяны. Сначала разрозненные, племена эти в конце VI в. начали группироваться в одно целое. Центром нового политического организма явились племена Фа-цян и Тан-мао, жившие по р. Си-чжи (ныне Чжя-чу), на которой лежит нынешний гор. Лхасса. Родоначальник этих племен, сделавшись главою довольно значительного государства, присвоил последнему наименование Ту-фань (что, по объяснению Рокхилля, тождественно с тибетскими словами Тод-бод, т. е. Верхний Т.) и основал свою столицу на месте нынешней (Лхасы). Объединение племен цянов вскоре почувствовалось их соседями. Лун-цзань, сын основателя нового государства, был уже настолько силен, что решил породниться с китайским императором и в 634 г. отправил к последнему посольство с просьбою о присылке ему в жены одной из царевен. Встретив отказ и считая виновником его тогонского князя, Лун-цзань напал на его владения (в Куку-норе) и, опустошив их, двинулся во главе 200-тысячной армии против китайцев. Последним, по словам китайских летописей, удалось нанести Лун-цзаню поражение: он отступил, но одновременно с этим снова просил руки царевны, и на этот раз просьба его была исполнена. С принцессою Вэнь-чжэн проникла впервые в царство Ту-фань китайская цивилизация и начала делать быстрые успехи. Лун-цзань построил дворец в китайском стиле, начал одеваться в китайские шелковые ткани вместо прежних шкур и войлока, усвоил разные китайские обычаи. К его двору были приглашены китайские ученые, для заведования царскою канцелярией; дети знатных ту-фаньцев стали ездить в Китай для ознакомления с китайскими классическими сочинениями. Было положено начало шелководству, выделке вина и изготовлению бумаги и чернил. При преемнике Лун-цзаня, Чжи-лу-со-цзане, который также был женат на китайской принцессе, было закончено объединение цянов, и государство Ту-фань стало расширять свои владения на счет своих соседей, которые, видя угрожающую им с этой стороны опасность, признали над собою главенство Китая. Это, однако, не спасло их, так как китайцы в начале не желали восстановлять против себя могущественного ту-фаньского владетеля. При таких условиях были покорены в 663 г. тогоны, часть которых бежала в китайский округ Лян-чжоу; затем той же участи подверглись наиболее удаленные на восток и северо-восток цяны, в том числе весьма могущественное племя дан-сян, и часть Вост. Туркестана. Государство Ту-фань имело в поперечнике более 5000 вер., обнимая собою, кроме нынешнего Т. и Куку-нора, китайскую провинцию Гань-су, часть провинции Сы-чуань и обширную территорию Китайского Туркестана. Потеряв несколько провинций, Китай после долгих колебаний решил обуздать своего чрезмерно усилившегося соседа. Борьба оказалась крайне тяжелою и продолжительною. Целых 150 лет (с 670 по 822 г.) боролись два государства из-за преобладания в бассейне верхнего течения pp. Хуан-хэ и Ян-цзы-цзяна. Военное счастье склонялось то на ту, то на другую сторону; в общем, ту-фаньцы успешно отстаивали свои приобретения и часто вносили войну в коренные китайские владения. Особенно грозный момент для китайцев наступил во второй половине VIII стол., когда ту-фани, соединившись с хуй-хэ (уйгурами), дважды занимали китайскую столицу Чан-ань; только раздоры, возникшие между ту-фаньцами и уйгурами, спасли Китай. Вообще, китайцам после неудач обыкновенно удавалось скоро собраться с силами и оттеснить более или менее далеко на запад своего противника. Продолжительная борьба сильно утомляла обе стороны; между ними часто завязывались переговоры и заключались не раз мирные договоры, но после краткого промежутка времени мир снова нарушался тою или другою стороною. При переговорах ту-фаньские государи требовали от китайцев признания своей державы равною с Китаем. Прочный мир — на началах равенства и взаимности — был заключен только в 822 г., в китайской столице. Отправленный к ту-фаньскому государю китайский посол в ознаменование окончания борьбы соорудил каменный памятник, на котором был вырезан текст мирного договора на тибетском и китайском языках. Памятник этот сохранился до настоящего времени и стоит перед храмом Да-чжао-сы в гор. Лхасе. Ту-фаньское государство вскоре начало обнаруживать признаки внутреннего разложения. Еще в 831 г. один из ту-фаньских пограничных губернаторов перешел на сторону Китая, но последний, опасаясь осложнений с ту-фаньцами, выдал им изменника. В 842 г. прекратилась династия ту-фаньских государей, и на престол был возведен трехлетний племянник супруги последнего государя. Этот акт, очевидно несогласный с обычаями народа, породил раздоры в Ту-фани. Властолюбивые полководцы сами начали мечтать о престоле, и между двумя наиболее энергичными из них, Шан-кунжо и Шан-биби, началась упорная междоусобная война, совершенно обессилившая Ту-фань. Приглашенные одною из воюющих сторон китайцы воспользовались этим для того, чтобы вернуть себе отнятые ту-фаньцами у них области. Дальнейшим успехам китайцев помешали, по-видимому, начавшиеся среди них самих смуты. В то же время ту-фаньцы подверглись нападению со стороны главы одного из уйгурских поколений, Пугу-цзюня, который убил вышеупомянутого Шан-кунжо. Государство Ту-фань распалось на отдельные племена и роды. Наиболее сильным из этих племен были дан-сяны, которые сначала подчинились Китаю, но затем в 990 г. образовали самостоятельное государство, известное у китайских историков под названием Ся, у европейских — Тангут, и просуществовавшее до времен Чингис-хана (1227). Что касается остальных ту-фаньских племен, из которых иные насчитывали по нескольку тысяч, а другие — по нескольку сот или даже десятков семейств, то часть их подчинилась китайцам, а часть сохранила независимость и нередко нападала на Китай; случалось, однако, что они действовали и заодно c Китаем, в особенности против их общего врага — Тангута. Это продолжалось до начала XI в., когда ту-фаньские племена вновь стали объединяться; во главе их встал один из даровитых родоначальников, Го-сы-ло. Образованное им в 1015 г. государство носит в китайских летописях прежнее название Ту-фань, но оно занимало значительно меньшую территорию и не пользовалось полною самостоятельностью; ту-фаньские государи более или менее регулярно посылали дань китайским императорам, получали от них почетные титулы и по их приглашению участвовали в походах китайцев (чаще всего — против Тангута). Это, однако, не мешало ту-фаньцам, особенно после смерти Го-сы-ло, вступать в борьбу с Китаем; но, понеся поражение, они скоро снова изъявляли покорность своему сюзерену, постепенно усиливавшему свою власть над Ту-фанью. В 1131 г. царство Ту-фань было покорено чжурчжэнями, владевшими в то время Северным Китаем под названием династия Цзинь, и находилось под их властью более 100 лет. Когда эта династия пала под ударами монголов, последним должны были подчиниться тибетские племена. Самый знаменитый после Чингис-хана монгольский император Хубилай, покровительствовавший буддистам, поставил во главе управления Т. известного буддийского учителя Пакба-ламу наряду со светскими правителями. С этого времени начинается быстрое усиление в Т. буддизма, проникшего туда еще в VII в. В начале XV в. буддизм был реформирован в ламаизм. С этих пор в Т. появляются два высших буддийских иерарха — баньчань и далай-лама, которые приобретают влияние и на управление страною. Это влияние поддерживалось китайскими императорами Минской династия, а затем и Маньчжурской (Дай-цинской). В 1643 г. далай-лама, притесняемый светским правителем Т., обратился за помощью к хошутскому князю Гуши-хану, который за оказанную услугу присоединил к своим владениям Куку-нор и обложил данью тибетскую провинцию Кам, упразднив светских правителей и оставив в непосредственном заведования далай-ламы и баньчаня провинции Уй и Цзан. Вслед за тем как эти последние, так и Гуши-хан признали над собою власть первого маньчжурского императора. В 1717 г. чжунгарский хан Цэван-рабтан, враждовавший с хошутами, вторгся в Т. и завладел городом Лхасою, но спустя 2 года был изгнан оттуда китайскими войсками, присланными императором Кан-си, после чего была вновь восстановлена духовная и светская власть. Светские правители, постоянно враждуя с духовными и стремясь к ниспровержению китайского господства, неоднократно вызывали возмущения в стране. Это побудило китайских императоров принять меры вообще к ограничению власти туземных правителей. Для наблюдения за деятельностью последних в 1727 г. были назначены два китайских резидента, с отрядом в 2000 чел. В 1751 г. светские правители были совершенно упразднены, и все управление страною вверено исключительно далай-ламе и его 4 министрам (ка-луням) с подчиненными им духовными правителями областей под контролем упомянутых китайских резидентов. С 1792 г. последним предоставлено более активное участие в делах управления. Вместе с тем, контролю Пекинского двора был подчинен и самый выбор далай-ламы. Этими мерами китайцы обеспечили себе прочную власть над Т. и пользуются ею до настоящего времени, тщательно — совместно с духовными властями — оберегая эту страну от взоров и посягательств иностранцев.
Литература. О. Иакинф (Бичурин), "Описание Тибета" (СПб., 1828); его же, "История Тибета и Хуху-нора с 2282 г. до Р. Хр. до 1227 г. по Р. Хр." (СПб., 1833); О. Иларион, "Очерк истории сношений Китая с Тибетом" ("Труды чл. рос. дух. мис. в Пекине", т. II); S. W. Bushell, "The early history of Tibet" ("Journ. R. As. Soc.", N. S., XII); W. W. Rockhill, "Tibet" (ibid., 1891, ХХIII).
История Тибета
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12008-06-04 16:06:55
Страница: 1